Русалки в купальских обрядах Некоторые источники, на которые ссылается Д.К. Зеленин в своем знаменитом труде "Умершие неестественной смертью и русалки", утверждают, что день Ивана Купала небезразличен в жизни самих русалок. Некоторые русалки празднуют Купалу подобно людям. В Купянском у. те русалки-дети, коим при рождении дано было имя, раскладывают костер у реки и скачут через него. Безымянные дети-русалки выбегают в это время из воды, хватают золу с искрами, сыплют себе на безволосую голову, чтобы у них росли волосы, и опять убегают в воду. Если хоть одна из этих искорок потеряется и пристанет к ноге наступившего на нее человека, то к тому человеку русалка будет приходить под окно и требовать: "Отдай мое!" "Говорят, что ночью на Купалу души умерших - русалки - встают от долгого сна и купаются. Потом, когда взойдет солнце, они якобы сушатся при его теплоте и свете. Если солнце пасмурно, то русалки, значит, закрыли его". Целый ряд свидетельств из различных местностей сообщает, что в купальские праздники русалки особенно опасны для человека. В Белоруссии в Купальскую ночь "ни один крестьянин не поведет лошадей на ночлег: там что-то невыразимо страшное пугает коней и людей; русалки гоняются за людьми...". В ночь на Ивану Купалу, так же как и в Русальскую неделю, русалки очень опасны для человека, и в это время, для смягчения их злобы, воронежские крестьяне "развешивают им по лесам и прибрежным кустарникам холсты на рубашки". В Купалу "девушки весь день носят полынь у себя под мышками, как предохранительное средство от русалок и ведьм". "Июня 23 девицы и дети собирают в лесах и в поле цветы и травы, вьют из них венки, прибавляя к цветам полынь, для предосторожности от нападения ведьм и русалок. Вечером на открытом месте разводят огонь и с венками, взявшись за руки, ходят с песнями хороводом, потом с разбега скачут через огонь или же вместо огня через пучок крапивы. Иные в это время купаются в реке, но прежде бросают в воду крапиву, из предосторожности от русалок". В Купалу девушки и парни собирают тростник, солому, хворост и все это выносят за село, выбирают более возвышенное место, из собранного материала делают костер и зажигают. Прыгают через этот огонь около полуночи "в том убеждении, что русалки не будут нападать и приходить в течение года в сарай доить коров". "Женщины рано на Купалу рвут крапиву, которую вешают на дверях сеней у хлевов, потому что русалки, по их мнению, боятся этого растения...". Есть известия, что праздник Купалы и вообще посвящен русалкам. "В честь русалок устраиваются особые праздники, как, например, Семик, Купало и др.": кто в эти дни работает, у того русалки передавят всю скотину. "Карпато-россы именуют Купало Русальем и празднуют его более в рощах". Малорусские девушки в день Ивана Купалы делают соломенную куклу, которую наряжают в платье, монисто, ленты, цветы. Надев на свои головы венки, девушки носят эту куклу по улицам и потом несут к реке, где и топят в воде. Кукла эта в Харьковской губ. зовется: Марынка, Морена, , Уляна, Катерына, а в Полтавской - "Марынка-русалочка". В обрядовых песнях эта Марынкаизображается иногда утопленницей, как это и естественно для "русалочки": "Уси дивочки переплыли, дивка Марынка в Дунаи втонула", "Пишла Марынка топыться". Также известен обряд провожания русалки, который совершался или в Петровские заговены, или в день Ивана Купала. Парни и девушки собираются в лесу и раскладывают несколько костров один за другим в ряд; выбрав одну из девушек, наиболее красивую, убирают ей голову венком из цветов и трав и, став по обе стороны ее, поют песни. Украшенная цветами девица называется русалкой. Пропев несколько песен на месте, девушки вместе с русалкой удаляются к ручью. Здесь они поют и гадают, а затем русалка снимает с себя венок, вешает его на дерево, и вся компания возвращается к кострам. Здесь продолжаются игры и пение.